Особенности использования приспособлений для детей с ДЦП
В конце прошлого века авторитетный исследователь церебрального паралича Юджин Блэк сформулировал терапевтические цели, к достижению которых должны стремиться врачи и родители при уходе и развитии детей с ДЦП. Список целей состоит из четырех пунктов: коммуникация в широком смысле слова, ежедневная самостоятельная активность, социальная мобильность и способность ходить. То есть в случае с ребенком с ДЦП приоритет отдается способности взаимодействовать с окружающим миром и независимости, а не стремлению научить ходить любой ценой. И использование вспомогательных средств в повседневной жизни должно способствовать достижению именно этих целей. Опираясь на исследования Блэка и супругов Бобат, известный немецкий физиотерапевт Ренате Хольц сформулировала семь базовых особенностей применения специальных приспособлений для детей с ДЦП.
Базовые особенности использования специальных приспособлений для детей с ДЦП
1) Специальное оборудование требуется в любом возрасте. То есть если, например, ребенок уже научился самостоятельно сидеть, это не означает, что он больше не нуждается в кресле с фиксирующими устройствами, помогающими удерживать правильное положение тела.
2) Специальные приспособления должны помогать ребенку, но не делать всё за него. Нужно постоянно проверять, требуется ли использование устройства в том же или уже в меньшем объеме.
3) Применение специальных приспособлений должно быть лимитировано по времени во избежании ограничения двигательной функции. Перерывы в использовании определенного устройства покажут, развил ли ребенок способность хотя бы частично обходиться без него.
4) Используемое оборудование должно соответствовать возрасту и уровню развития ребенка.
5) Использование вспомогательного оборудования должно улучшать положение тела, способствовать движению и развитию, а не препятствовать ему.
6) Приспособления должны отвечать критерию практичности.
7) Перед назначением специальное оборудование должно быть опробовано.
Особенности применения сидений
Поскольку у ребенка должно оставаться как можно больше возможностей для активного движения, использование неподвижных приспособлений для сидения должно быть ограничено во времени. Оправданы они при приеме пищи и (реже) на занятиях. Когда ребенок сидит, нижняя часть его позвоночника должна соприкасаться со спинкой стула, а ноги должны быть согнуты в коленях под углом 90 градусов. Ступни нужно расположить так, чтобы они плотно прилегали к подножке или к полу. Допускать позу полулежа можно лишь изредка и на короткий промежуток времени.
Особенности применения вертикализатора
Модель вертикализатора и набор фиксирующих устройств, которыми он должен быть оснащен, определяется типом ДЦП и уровнем контроля за положением тела. Когда ребенок находится в вертикализаторе, нужно убедиться в том, что на коленную чашечку не оказывается чрезмерное давление. Если есть необходимость обуть ребенка в ортопедические ботинки, в этом случае чашечки фиксаторов стоп на вертикализаторе должны быть шире, чтобы стопа не зажималась. Если у ребенка наблюдается низкий уровень контроля за положением тела, необходимо дополнительно оснастить вертикализатор фиксатором туловища, креплениями для рук и устройствами для фиксации рук на столике, а также фиксатором головы, чтобы исключить чрезмерное разгибание в шейном отделе позвоночника. Корректировка положения таза и суставов нижних конечностей во время нахождения в вертикализаторе должна происходить поэтапно — нельзя сразу фиксировать ребенка в положении «максимальной коррекции», это может спровоцировать повышение мышечного тонуса. Нужно дать ребенку немного постоять в вертикализаторе, подождать, пока понизится мышечное напряжение и затем снова скорректировать положение его тела. Если с целью профилактики контрактур вертикализатор используется ежедневно и подолгу, необходимо, чтобы модель вертикализатора была портативной и оснащенной столом с ограничительным бортиком и возможностью регулировать высоту и угол наклона. Если ребенок страдает эпилепсией, все жесткие детали вертикализатора должны быть обиты мягким материалом.
Особенности использования инвалидного кресла
Прежде всего, кресло должно быть подобрано по размеру. В случае с детьми с ДЦП последствия продолжительного воздействия неправильно подобранного по размеру элемента коляски могут быть катастрофическими: деформации, контрактуры, усиление аномалии мышечного тонуса. Следует помнить, что оптимальный угол наклона спинки кресла в часы бодрствования составляет 100-120 градусов. Обратите внимание и на подставку для ног. Если для ребенка характерно отталкивание назад при касании ступнями твердой поверхности, нужно отказаться от использования подставки до тех пор, пока отталкивания не прекратятся. При необходимости стопы нужно зафиксировать ремнями в физиологически правильном положении. Если коляска подобрана по размеру, и положение ребенка в ней правильное, его колени будут согнуты под углом 90 градусов, и стопы будут плотно прилегать к подставке для ног. При использовании абдуктора нужно проследить, чтобы он не касался половых органов ребенка.
Тематический словарь